В России продолжается беби-бум. И рынок игрушек стал одним из наиболее растущих, а значит, и привлекательным для крупных иностранных игроков
Так считает президент Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. По ее оценке, сейчас рынок детских товаров в России составляет 16,2 миллиарда долларов. Доля игрушечников — 2,4 миллиарда долларов при потенциале не менее 6,5 миллиарда.
При этом игрушек отечественного производства в наших магазинах в среднем 12 процентов. Остальные завозятся из Европы (20 процентов) и стран Юго-Восточной Азии, в основном из Китая (70 процентов). Насколько важно, чтобы рынок игрушек имел национальное лицо, мы попросили рассказать Антонину Викторовну в эксклюзивном интервью «АиФ»:
— По-моему, это риторический вопрос. Вы хотите, чтобы ваши дети помнили своих бабушек и дедушек, знали и дорожили историей своей семьи? Думаю, да. То же самое должно быть по отношению к стране: мы хотим, чтобы дети воспитывались на национальных традициях и по жизни несли понимание, что они россияне. Да, это звучит немножко пафосно — тем более, что мир сейчас глобален, опутан всемирной паутиной и какие-то понятия стираются, уходят на задний план, — но все-таки большинство стран хотят сохранить свою самобытность, уникальность и пронести их через поколения.
— Они это делают через игрушку?
— Не только. Через мультипликацию, национальных мультгероев, через детские книги, через игры. Главное, что есть в других странах и пока не сделано у нас, — производство товаров для детей (обращаю ваше внимание — не только игрушек, а именно спектра товаров) введено в национальные приоритеты. В том же Китае соответствующая национальная программа активно поддерживается более 20 лет. Такая системная поддержка позволила сосредоточить у себя более 70% мирового рынка игрушек. Там есть такие высокотехнологичные производства, о которых мы можем только мечтать, для нас это что-то фантастическое. На производствах царит абсолютная стерильность. Крупнейшие мировые корпорации производят там свою продукцию.
— А что происходит у нас, приняты ли меры государственной поддержки «детской» отрасли?
— Нет, мы как то дитя у семи нянек — ни одно министерство не берет нас под свое крыло. Дело в том, что производство детских товаров и в том числе игрушек — это многоплановый и многопрофильный процесс. Нельзя четко сформулировать, к какой отрасли промышленности оно относится, поскольку на сегодняшний день производство мягких игрушек — это легкая промышленность, а производство компьютерных игр — это уже совершенно другая отрасль. Должен быть межведомственный орган, который будет отвечать за всю индустрию детских товаров. Если он появится, появится и программа по господдержке, что приведет к получению синергетического эффекта: от масштабного производства экономически выгодных и безопасных для здоровья детей товаров, импортозамещения, повышения экспортного потенциала страны до обеспечения нового качества жизни детей.
— Насколько индустрия детских товаров пострадала от кризиса и как из него выходит?
— По сравнению с другими отраслями мы пострадали меньше всего. Объем рынка в денежном выражении сократился на 2%, у отечественных производителей этот показатель составил 17%. Китайские импортеры, напротив, усилили свои позиции, продемонстрировав рост продаж на 4%. К концу 2011 года рынок детских товаров в России должен выйти на докризисный уровень.
— По сути это очень привлекательный сегмент рынка. Какова роль Ассоциации в его организации?
— По самым скромным подсчетам, увеличение рождаемости на один процент увеличивает рынок детских товаров в России на 25 миллионов рублей. Бэби-бум у нас продолжается, значит, привлекательность отрасли будет только увеличиваться. Что касается АИДТ, то мы некоммерческая организация, созданная ключевыми участниками рынка для консолидации и ускорения темпов развития отечественной отрасли в интересах семьи и детства, включая разработку и реализацию системных мер по развитию и укреплению конкурентоспособности отечественных производителей детских товаров Российской Федерации. Мы ставим своей целью развитие индустрии на основе саморегулирования и добросовестных практик, в первую очередь в интересах детей. Мы работаем для детей и ради детей. Это приоритет, который знают и разделяют все члены ассоциации.
Мощная индустрия детских товаров — это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.
— Первая национальная премия индустрии детских товаров «Золотой медвежонок» отвечает этим интересам?
— Да, это отраслевой российский «оскар» детских товаров. К его подготовке были привлечены ведущие российские ученые. Экспертный совет премии в этом году возглавлял Президент Российской академии образования Николай Никандров. Параллельно со взрослым работало детское жюри, которое определяло победителей в двух номинациях — «Лучшая игрушка» и «Лучшая книга». Приятно, что мнения детей и взрослых совпали. Всего в этом году статуэтками «Золотого медвежонка» были премированы 20 организаций и персон. Это немного. Реестр победителей размещен у нас на сайте, кроме того покупатели детских товаров увидят значок «Золотого медвежонка» на прилавках магазинов. Надеюсь, для них он послужит ориентиром качества.
— Премия будет ежегодной?
— Судя по отклику, который она нашла, — да. Ее поддержали ученые, руководители министерств и ведомств, бизнес-сообщество. «Золотой медвежонок»-2012 стартует уже в этом году, к голосованию будут привлечены не только ведущие эксперты страны и дети, но и родители. Будем вместе выбирать лучшие товары для детей. Ведь от того, в какие игры наши дети будут играть сегодня, зависит мир, в котором они будут жить завтра.