Что делать, если, скажем, на новеньком ботинке разошёлся шов или
сломался купленный неделю назад телевизор, а в химчистке испортили
любимую блузку?
Многие россияне просто выбрасывают бракованные вещи и покупают новые —
качать права в магазинах боятся. Это потому, что они не знают своих
прав! Закон «О защите
прав потребителей» был принят ещё в 1992 г., но в течение почти 20 лет у
нас так и не нашлось времени его почитать. А ведь за все эти годы мы
могли бы неплохо сэкономить!
Одежда и обувь
Опытные модницы знают: неношеную одежду и обувь можно сдать в течение
14 дней. В качестве причины смело указывайте всё что угодно —
разонравилось, подруга сказала, что такое уже не носят! Продавец обязан
принять вещь и вернуть деньги. Но даже шопоголики попадаются на уловку
«Товар со скидкой обмену и возврату не подлежит». Ещё как подлежит!
— В Законе РФ «О защите прав потребителей» по поводу скидок ничего не
написано, значит, действует ст. 25 этого закона — потребитель имеет
право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в
течение 14 дней, — пояснила «АиФ» Анна Зыкина, пресс-секретарь Московского общества защиты прав потребителей.
А что делать, если по истечении двух недель обнаружился брак? Скажем,
сломался каблук на туфлях или отвалилась подошва. На этот случай у вас в
запасе есть гарантийный срок.
— Потребитель имеет право сдать одежду и обувь, если там обнаружился
брак, в течение всего гарантийного срока, — рассказывает Анна Зыкина. — А
если гарантийный срок не установлен, тогда в течение двух лет со дня
передачи товара (ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Кроме того, существует понятие «сезонность». Это значит, что, если вы
купили зимние сапоги летом, а брак обнаружился зимой, закон будет на
вашей стороне: гарантийный срок отсчитывается с начала сезона, а не с
момента покупки товара. Для средней полосы России сроки такие: для
осенней обуви сезон начинается 1 сентября, для зимней — 1 ноября, для
летней — 1 мая.
Техника
С техникой дела обстоят не так просто. Стиральную машинку нельзя
вернуть продавцу просто потому, что она вам не понравилась. Это можно
сделать только в случае неисправности. За покупателем всегда остаётся
выбор — получить денежную компенсацию или новенький агрегат.
Нередко продавцы отказываются принимать технику и предлагают провести
экспертизу — разумеется, за счёт покупателя. Однако, если гарантийный
срок ещё не истёк, магазин должен оплатить испытание.
Кстати, если в течение гарантийного срока вещь находится в ремонте
больше 45 дней, её обязаны поменять на аналогичную или вернуть
потраченные деньги.
В России нередко случаются прямо-таки мистические ситуации —
телевизор сломался, а магазин... исчез. В таком случае ответственность
несёт производитель. Обращайтесь в представительство фирмы и пишите
претензию на имя директора, указав, когда и где была куплена техника. На
документе (и на копии) должна быть проставлена печать, что претензия
принята. Это ваша страховка на случай, если придётся идти в суд.
— Сегодня суд выносит решение в пользу потребителя примерно в каждом третьем случае, — говорит Ирина Виноградова, директор Российского института потребительских испытаний.
Но даже вердикт суда не всегда является залогом того, что вы получите
деньги или новую вещь. Продавцы отчаянно уклоняются от уплаты денег —
ещё бы: штраф за такие действия составляет всего 7% от суммы взыскания.
Попробуйте поступить так: обратитесь в банк с предписанием суда и
сообщите номер
лицевого счёта продавца (он указан на договоре купли-продажи). Через
несколько дней деньги, скорее всего, будут переведены на счёт
пострадавшего — то есть вам.
Химчистки
Неприятные инциденты с химчистками происходят сплошь и рядом — вещи
портятся, теряются, изменяются до неузнаваемости. Доказать что-либо
приёмщице практически невозможно. Корреспондент программы «Среда
обитания» (Первый канал) выяснила, что во многих химчистках существуют
негласные должностные инструкции: если вещь потерялась, надо всеми
способами тянуть время — чтобы клиенту попросту надоело ругаться и он,
отчаявшись, перестал требовать её обратно.
Скандалить действительно бесполезно. Напишите претензию на имя
гендиректора химчистки, укажите, что и когда потерялось (испортилось), и
попросите приёмщицу поставить на претензии (и копии) печать и дату.
Отказывается? Посылайте претензию заказным письмом на юридический адрес
химчистки. И храните при себе квитанцию — это ваше вещественное
доказательство.
|